Русский
РусскийEnglish
ОРЛОВСКИЙ БОРИС ИВАНОВИЧ (1792\1793 – 1837)

Борис Иванович Орловский (настоящая фамилия Смирнов) – академик и профессор скульптуры в Императорской Академии Художеств – родился в 1792-1793 г. в Мценском уезде Орловской губернии, в селе Большом Столобецком, умер 16 декабря 1837 г. в Петербурге.

Отец его – дворовый человек Н. М. Мацневой – был продан в 1801 г. вместе со своей семьей, "без земли, на своз", тульскому помещику - бригадиру Шатилову, который отдал Бориса Ивановича еще мальчиком в ученье в одну из московских мраморных мастерских.

Переехав затем в Петербург, Борис Иванович, прозванный товарищами Орловским (по месту происхождения), поступил мраморщиком в мастерскую Трескорни. В свободные часы он усердно занимался рисованием и лепкой из глины. Случай свел его с ректором Академии Художеств - скульптором И. П. Матросом, который, приняв в нем участие, познакомил с его работами Президента Академии А. Н. Оленина, а последний - самого государя. Исполненный Орловским бюст Государя настолько понравился Его Величеству, что тот велел принять Орловского в Академию, причем помещика Шатилова убедили отпустить Орловского на волю.

Орловский был причислен к оставленным при Академии художникам с тем, чтобы в скором времени быть отправленным в Италию для "вящего усовершенствования в своем искусстве". Орловский обучался в Академии только 2 месяца, посещая рисовальные и скульптурные классы. По истечении этого срока, несмотря на мнение академического начальства, считавшего для Орловского необходимым пробыть еще год в Академии для усовершенствования в рисовании и лепке, по указу Государя, нашедшего, что этому Орловский может научиться и в Италии, последний был отправлен в 1822 г. в Рим к Торвальдсену. В мастерской Торвальдсена, Орловский усердно изучал антики, не пренебрегая, впрочем, и портретными работами.

Из новых скульпторов Орловского наиболее привлекали, помимо Торвальдсена, Франсуа Фламан и Канова. Из произведений Орловского ко времени пребывания его в Риме относятся: колоссальный бюст Александра I (копия с бюста Торвальдсена), статуи Париса с яблоком, Фавна и группа: Фавн и Вакханка.

В 1829 г. он вместе с Гольбергом был вызван в Петербург для участия в конкурсе на составление проектов памятников Барклаю-де-Толли и Кутузову.

В июле этого года Орловский прибыл в Петербург с рекомендательным письмом от Торвальдсена. Обеспеченный ежегодным содержанием в 3000 руб. впредь до назначения профессором Академии Художеств, Орловский принялся за исполнение проектов, что и сделал довольно скоро, несмотря на некоторые стеснительные условия конкурса.

В том же 1829 году он был назначен академиком, а в 1831 г., по исполнении программы на тему "Ян-Усмович, усмиряющий быка", – профессором Академии, в каковом звании и был утвержден в 1836 г. В 1831 г., по окончании статуй Барклая-де-Толли и Кутузова, исполнение которых осталось за Орловским, он принялся за работы по украшению Александровской колонны, где им исполнены статуя гения и один барельеф. Из прочих работ Орловского наиболее замечательны: фигуры 7 гениев для ворот за Московской заставой; мальчик, играющий с уткой – (копия с антика, для Императрицы Елизаветы Алексеевны); мраморная группа цветов; мраморные бюсты проф. Мейера и Мартоса и маленькая фигура гренадера дворцовой роты. Кроме того, Орловский повторил для князя Волконского бюст Александра I.

В истории русского искусства Орловский обыкновенно рассматривается, как один из представителей умеренно-натуралистического направления, наиболее выраженного произведениями Шубина и Крылова, преемником и продолжателем которых он и является. Не обладая крупным талантом, Орловский отличался необыкновенной добросовестностью и трудолюбием. Эти качества во время своего недолгого профессорства он старался привить и своим немногим ученикам.