Болхов
Болхов – районный центр Орловской области. Расположен к северу от Орла на обрывистых берегах реки Нугрь, впадающей в реку Оку в 17 километрах к северо-востоку от города у села Крутогорье. Рядом с Болховом в Нугрь впадает речка Болховка.
Расстояния по дороге:
от Орла – 56 км.
от Мценска – 41 км.
от Национального парка «Орловское Полесье» – 45 км.
от Калуги – 149 км.
от Тулы – 159 км.
от Брянска – 185 км.
от Курска – 213 км.
от Москвы – 317 км.
Территория Болховского района граничит с Мценским, Орловским и Знаменским районами Орловской области, с Белевским районом Тульской области и с Ульяновским районом Калужской области. Площадь района – 1182 кв.км. Площадь Болхова – 11,8 кв.км. Численность населения на 1 января 2008 года – 12,3 тысяч человек в Болхове, 7,4 тысяч человек – в районе.
Историческая справка.
По одной из версий Болхов стоит на месте сарматского поселения начала 1 тысячелетия н.э. Впервые упомянут в 1196 году, в связи с сожжением города владимирским князем Всеволодом III Большое Гнездо.
В 20–30-е годы XIII века эти земли были опустошены монголами. Память об этом сохранилась в топониме «Свиная дорога (шлях)» – один из главных путей, по которому крымские татары вторгались в русские владения.
После 1246 года болховские земли вошли в состав Карачевского княжества. В начале XIV века Болхов достается младшему сыну князя Адриана Звенигородского Ивану, прозванному «Болх» и становится центром самостоятельного удела, а князь Иван – родоначальником рода князей Болховских. Около 1406 года литовцы разгромили Болховское княжество, а князья Болховские отъехали к Великому Князю Московскому на положение служилых князей.
В 1555 году воевода Михаил Петрович Репнин начинает строить крепость на реке Нугри. С 1556 года этот город вновь начинают упоминать как Болхов.
В 1565 году защитники крепости выдержали двенадцатидневную осаду войска хана Девлет-Гирея. В следующем году город посетил Иван IV Грозный. Укрепления крепости были усилены.
В начале XVII века Болхов стал одним из центров народного восстания против Московского правительства. В 1608 году близ Болхова состоялось сражение войск Василия Шуйского и Лжедмитрия II. Самозванец победил и взял город. В 1611 году город был разрушен польскими интервентами, а в 1614 году болховчане отразили нападение польского отряда А. Лисовского. Воспоминания тех событий отразились в народном названии западных Никитских улиц – «Польша и Литва». В 1628 году болховская крепость была восстановлена, а в начале 1660-х годов реконструирована и укреплена. В 1668 году ее гарнизон состоял из 1048 служилых людей.
К концу XVII века с уменьшением военной угрозы Болхов потерял свое оборонное значение. После посещения его Петром I в 1706 году крепость была упразднена. Самая древняя часть Болхова на этом месте до сих пор называется «городком».
Позднее Болхов развивался преимущественно как торгово-ремесленный город. Главными предметами торговли были хлеб, лес, пенька, конопляное масло, соль, мед. В промышленном развитии города главную роль играло кожевенное производство. Важное место занимал ямской промысел, т. к. через город в 1672 году прошел первый почтовый тракт Москва – Киев.
В XIX веке Болхов становится одним из богатейших городов России. К 1891 году население Болхова достигло 26,8 тысяч человек, в нем насчитывалось 491 каменное и 2979 деревянных зданий. На 230 предприятиях было занято 984 рабочих. К 1917 году в Болхове имелись мужская гимназия, частные женские гимназия и прогимназия, высшее начальное, три мужских и два женских приходских училища, сельская ремесленная учебная мастерская, земская больница, богадельня, библиотека-читальня, восемь книжных лавок, типография, три фотографии, почтово-телеграфная контора. Существовали комитет общества Красного Креста, два общества помощи учащимся, профессиональное общество рабочих кожевенного производства, сельскохозяйственное общество. Действовали двадцать восемь приходских храмов, Троицкий Оптин мужской и Богородицко-Всехсвятский женский монастыри.
9 октября 1941 года Болхов был занят войсками германской армии и превращен в мощный опорный пункт орловской группировки противника. Во время оккупации и боевых действий подвергся разрушениям, пострадали его архитектурные памятники. Освобожден 29 июля 1943 года соединениями и частями 61-й армии Брянского фронта в период проведения наступательной операции «Кутузов». В память об этом ежегодно 29 июля в Болхове празднуется День города.
Современная застройка города относится в большей части к середине – второй половине XIX века. Силуэт Болхова, расположенного на холмах, определяют возвышающиеся в разных частях города церковные здания и доминирующий по высоте комплекс сооружений на месте бывшего острога (Городища) – пятиглавая Троицкая церковь (1708) и Спасо-Преображенский собор (1846) с колокольней (1830-е годы). На территории бывшего женского монастыря – Христорождественская церковь (конец XVII – начало XVIII веков) и надвратная церковь Алексея Митрополита (конец XVII – начало XVIII веков). Сохранились также Введенская (1800), Афанасьевская (1800), Георгиевская (1746) церкви.
Троицкий монастырь.
Древнейшей сохранившейся постройкой Болхова, его жемчужиной является Троицкий Оптин Рождества Богородицы монастырь, основанный, по преданию в XIV – XV веках раскаявшимся разбойником Оптой (в иночестве – Макарием) как и соседняя Козельская Оптина Пустынь. Особым почитанием в монастыре пользовалась явленная здесь икона Тихвинской Божией Матери. После разорения интервентами в 1614 году, монастырь 14 лет пустовал. В 1628 году Царь Михаил Романов повелел восстановить его в прежнем виде – с двумя деревянными церквями. Монастырь тогда был беден, имел всего два колокола по полтора пуда каждый. Во время осады монахи спрятали эти колокола в находившееся рядом с монастырем озеро, на месте которого сейчас луг. После ухода врага смогли достать только один колокол и с тех пор, когда звонил один колокол, другой отзывался брату из-под земли.
Известность и процветание монастыря связаны с возвышением рода Милославских, вотчина которых – село Ильинское, находилась в трех верстах от Болхова. Селом владел Илья Данилович Милославский (1595 – 1668), посол в Константинополе (1643), Голландии (1646), боярин (1648). Его дочери Мария и Анна стали женами двух самых завидных женихов своего времени. Старшую дочь Марию Ильиничну в 1648 году взял в жены Царь Алексей Михайлович Романов, а Анну Ильиничну – наставник царя, посаженный отец на свадьбе Алексея и Марии, богатейший боярин Борис Иванович Морозов. Царь увидел будущую жену в церкви, влюбился с первого взгляда, и назвал царевной. Свадьба их также праздновалась с церковным пением, впервые без традиционных народных песен и игр. В том же 1648 году тесть царя Илья Милославский стал главой правительства, возглавил боярскую Думу и многие приказы (Сыскной, Большой Казны, Иноземный, Стрелецкий, Аптекарский, Казенный и др.) Также Илья Данилович занимался экспортом за границу пеньки и поташа, выплавкой железа.
Самым почитаемым местом и местом упокоения семьи Милославских был Болховский Оптин Рождества Богородицы монастырь. В год смерти Ильи Даниловича, похороненного в монастыре, в 1668 году, Царь с Царицей начинают строительство каменного храма Святой Троицы – старейшего сохранившегося каменного храма Орловской области. В связи с началом строительства монастырь получил новое имя – Троицкого. В 1688 году храм был достроен. Он повторяет в миниатюре Успенский собор Московского Кремля и предназначался усыпальницей для Милославских. Все кресты царского Троицкого собора были увенчаны коронами. Вкладчиками монастыря в разные годы были дети Марии Ильиничны Цари Федор Алексеевич и Иоанн V, царевна Софья, племянник Петр I, Елизавета Петровна. Троицкий храм единственный устоял до настоящего времени из множества прекрасных каменных храмов монастыря, не пострадав внешне ни от борьбы с религией, ни от боев Великой Отечественной Войны. Он реконструируется, восстановлены купола с крестами, увенчанными царскими коронами, монахини возрожденного монастыря (он возрожден как женский) проводят там службы, добровольцы ежегодно съезжаются для восстановления монастырского хозяйства и территории, заваленной кирпичами разрушенных монастырских соборов и построек. С Болховским Троицким монастырем связано также имя Святого Макария (Глухарева, 1792 – 1847) – Преподобного Макария Алтайского, причисленного к лику святых на Архиерейском Соборе 2000 года – миссионера Алтая, переводчика священных ветхозаветных книг, архимандрита Болховского Троцкого монастыря, похороненного под сводами Троицкого собора.
Многие знаменитые русские фамилии – Шеншины, Горчаковы, Хотетовские, Милославские и другие в течение нескольких веков были известными жертвователями Оптина монастыря, где по завещанию и погребались. Ныне частично сохранились старинные могильные плиты и часть монастырской ограды с башнями и воротами, к которым примыкает здание келий постройки XIX века.
Церкви и купцы Болхова.
Церквей в Болхове было настолько много, что Царь Федор Алексеевич в 1681 году постановил даже учредить здесь епархию, приписав к ней города Мценск, Новосиль, Карачев, Кромы и Орёл. Однако скорая смерть Федора Алексеевича и недостаток денег на учреждение епархии не позволили реализовать этот замысел.
До революции город славился своими купцами и храмами. К 1917 году здесь было двадцать восемь приходских храмов, Оптин мужской и Богородицко-Всесвятский женский монастыри. Большинство храмов Болхова в советское время было разрушено. Сейчас двенадцать из них реконструированы.
На центральной площади города доныне возвышается величественный шестипрестольный Преображенский собор, вмещающий до 4500 человек. Начало постройки собора относится к 1681 году, когда окольничий и воевода Иван Иванович Ржевский (один из предков А.С. Пушкина и герой обороны Чигирина) на свои средства в Болховском кремле воздвигает деревянный двухэтажный Спасо-Преображенский собор.
В июне 1706 года Петр I с сыном Алексеем посетили Болхов, Троицкий собор монастыря и строительство Спасо-Преображенского собора и Троицкой церкви – одной из самых красивых сохранившихся церквей Орловской области. Петр повысил игумена Троицкого монастыря до архимандрита и высоко оценил кожевенное производство в Болхове, прислав сюда специалистов-кожевенников.
К середине XVIII века в Болхове было более 4000 купцов. Болхов торговал хлебом, пенькой, конопляным маслом, медом и воском, был прасолом – посредником при закупке рогатого скота в Малороссии.
В 1833 году мастерами из Мценска и Болхова к Спасо-Преображенскому собору была пристроена четырехъярусная 40-метровая колокольня в стиле позднего классицизма, с часами, сохранившаяся доныне. Старосту собора купца И.Д. Акулова сильно волновала теснота собора, и он вознамерился пристроить к нему с юга придел. Его сват, опытный в строительстве купец Ф.Г. Шестаков указал на невозможность пристройки и в шутку посоветовал построить новый собор. Купец Акулов горячо уверовал в это, надеясь на помощь Николая Чудотворца. Он заказал проект, который с прошением послал в Синод, и, не дожидаясь утверждения, в сентябре 1841 года взялся за разборку старого храма. Занимаясь прасольством, он дал обет весь доход от продажи волов отдавать на собор. Покупая стада на юге несколько раз в году, он помечал их рога инициалами: «Н.Ч.» (Николай Чудотворец) и говорил, что волы принадлежат Святителю. Партии скота проходили всегда с большим барышом даже через карантин, для них бесплатно предоставляли пастбища. Проездом у Акулова побывал Киевский митрополит Филарет (Амфитеатров), одобривший его замысел. Но разрешения на строительство не было и архиепископ Евлампий (Пятницкий) запретил постройку.
Разрешение было получено, когда выложили уже половину верхнего этажа. 18 декабря 1843 года И.Д. Акулов скоропостижно умер и строительство продолжил Ф.Г. Шестаков. В ноябре 1846 года епископом Смарагдом (Крыжановским) при участии архимандрита Макария (Глухарева) был освящен нижний теплый храм. 20 – 21 ноября 1851 года были освящены престолы в верхнем храме. Из церковных древностей в Спасо-Преображенском соборе сохранялись резной образ Святого Николая Чудотворца, перенесенный из Новгорода при Иване Грозном; дары И.И. Ржевского и царевны Софьи. Главный колокол храма весит более 700 пудов и слышен за 20 км. Сейчас в нижнем храме Собора почивают мощи новопрославленного Святого Георгия Коссова
Со многими храмами Болхова связаны подобные истории. Например, про самую высокую колокольню Орловской области – колокольню Георгиевской церкви Болхова, рассказывают, что купец Губарев, продав свое дело, построил колокольню как поминальную свечу в память о любимой.
Георгий Коссов и село Спас-Чекряк
Георгий Коссов является одним из самых почитаемых болховских святых. В 1884 году он был рукоположен в священника и назначен на беднейший приход Орловской епархии – село Спас-Чекряк Болховского уезда.
Название «Спас-Чекряк» соединяет татарское слово, означающее «непроходимое урочище», и посвящение сельского храма Преображению Господню. По древнему преданию, там находилось языческое капище, а первая христианская церковь, построенная на его месте, ушла под землю. Самое раннее упоминание о селе встречается в 1647 году, когда Русь только преодолела разорение Смуты. Тогда уже была здесь Спасо-Преображенская церковь.
Увидев крайнее запустение села и покосившейся деревянной церкви, иерей поехал к оптинскому старцу отцу Амвросию в надежде на благословение переехать. Старец же, выйдя из кельи перед толпой собравшихся паломников, вдруг обратился к отцу Георгию со словами: «Ты, иерей, что там такое задумал? Приход бросать? А ты знаешь, кто иереев-то ставит? А ты бросать?! Храм, вишь, у него стар, заваливаться стал. А ты строй новый, да большой, каменный, да теплый, да полы в нем чтоб были деревянные: больных привозить будут, так им чтоб тепло было. Ступай, иерей, домой, ступай, да дурь–то из головы выкинь! Помни: храм-то, храм-то строй, как я тебе сказываю. Ступай, иерей, Бог тебя благословит!»
С радостью вернулся отец Георгий в приход и продолжил искреннее служение. Скоро слава о новом священнике разнеслась далеко вокруг, и многие толпы прихожан собирались на службы отца Георгия. Батюшка построил и окормлял шесть школ, больницу, странноприимный дом, приют и храм. К батюшке Егору Чекряковскому, как его называли, со своими бедами ехали люди со всей России. О нем писали С. А. Нилус, М. М. Пришвин.
Незадолго до кончины отца Георгия у села забил благословленный им источник. И сегодня день ото дня увеличивается поток паломников, которые едут не только в Болхов к мощам святого Георгия Коссова, но и в маленькое село Спас-Чекряк за целебной водой «батюшки Егора Чекряковского».
Болховский краеведческий музей
Телефоны: (48640) 2–42–31
Почтовый адрес: 303140, Орловская область,
г. Болхов, ул. Ленина, 47
Режим работы: ежедневно с 8.00 до 17.00 кроме воскресенья
В 1918 – 1919 годах в Болхове были образованы художественно-научный и краевой музеи, созданные стараниями местного художника-краеведа И. К. Гаврилова. Жажда этого энтузиаста-собирателя была поистине ненасытной, иные экспонаты он добывал, по его же словам, даже под угрозой собственной жизни. В переписке с Москвой он то просил прислать «хотя бы записку, написанную рукой тов. Ленина», то сетовал на то, что в экспозиции не представлены работы современных художников – кубистов и футуристов. Фонды музея составляли двенадцать тысяч экспонатов, в том числе картины, предметы старинного быта, археологическую, нумизматическую, геологическую коллекции, научную библиотеку. В картинной галерее были представлены работы немецких и фламандских живописцев, а из русских мастеров – Брюллова, Левицкого, Бруни, Айвазовского; в нее входила коллекция бронзы и фарфора, гравюр и рисунков. При музее были образованы общества юных друзей музея и любителей старины и искусства, проводились лекции и беседы. И это при том, что музей существовал почти без всяких средств и помощи, а в его штате были лишь дошедший до крайней бедности заведующий и уборщица.
В годы Великой Отечественной войны основные коллекции были уничтожены, а само здание бывшей богадельни, где он помещался – сожжено.
С 1946 года музей сформирован заново. Здание музея – кирпичное, двухэтажное, бывшее частное купеческое домовладение купца Жженова (конец XVIII – начало XIX века), построенное в классическом стиле.
Уникальность музея подчеркивается подлинностью экспонатов, начиная с XVI века. Посетителей привлекает исторический зал (предметы археологии, оружие и вооружение), «Этнографический зал» (предметы быта), зал, посвященный природе края, зал живописи (картины XVIII – XIX веков.)
Гостиница «Болховская старина»
С развитием паломнического туризма в Болхове, в 2007 году недалеко от центра города в двухэтажном купеческом особняке открылась гостиница «Болховская старина». Часть помещений гостиницы – «этнографический корпус» – воссоздают атмосферу и быт провинциального купеческого города. Номерной фонд гостиницы составляют двух–, трех– и четырехместные номера эконом-класса, улучшенные и этнографические. Всего в гостинице 31 номер на 85 мест.
Открытие гостиницы в купеческом особняке – не причуда богатого владельца. Просто в Болхове нет современных зданий – вся городская застройка относится к XVII – середина XIX века. Целые улицы этого провинциального города сохранили облик и дух Российской дореволюционной провинции – только церквей поубавилось и население сократилось с почти 30 тысяч человек до Революции до 12 тысяч сегодня. В период строительства железных дорог Болхов оказался вне новых торговых путей – так он и остался до сих пор в XIX веке, почти не прибавив советских памятников, практически не затронутый современной городской рекламой.